Тел: (0627) 44-30-26

Соледарская общеобразовательная школа I-III ступеней №13

История города

История улиц и районов города Соледара
В честь кого названы улицы нашего города? НЕ каждый сможет ответить на этот вопрос. Поэтому мы предлагаем вам Ознакомиться с некоторыми личностями в честь которых были названы улицы, а может и поселки города Соледар.

Соледар - город, подчинено Артемовской городской рады, что расположен на реке Мокрой плотва (которая берет начало у поселка Камышеваха,, Попаснянского района Луганской), притоке реки Бахмутка (длина 83 км). Расстояние до ближайшей железнодорожной станции Деконской - 2 км и 2 км от станции Соль. Население - 13,5 тыс. человек. СОЛЕДАРСКИЙ городской совету подчинены населенные пункты: Билокаминка, Деконский, Двуречья, Соль.

В начале XIX в. на территории современного города Соледар находились имения Кишинского, Глифтиенкових, Станкевичам, Дракино. Ближайшие населенных пунктов в то время были старинный купеческий уездный город Бахмут (татарское слово - «соленая вода») и село Покровское, которое возникло в 1792 г. Помещики переселяли на новые земли крепостных крестьян. Главным занятием было земледелие.

Возникновение и развитие соляных рудников и рабочих поселений
История города Соледар тесно связана с развитием соляных промыслов. В последней четверти XIII в., Когда в районе реки Бахмутки начали добывать соль, вокруг соляных промыслов возникло село Брянцевка. Первыми его жителями были казаки Изюмского полка и переселенцы из северных областей Украины. В начале XVIII в., Промыслы перешли в ведомство царского двора. Однако в условиях крепостничества, за нехваткой рабочей силы, промышленность развивалась очень медленно.
В 1818 г. горный инженер Е.П. Ковалевский, ранее работал на Луганском заводе, отправляется департаментом горных соляных дел для осмотра Бахмутских и Славянских соляных источников. Он выразил догадку, что глубже под гипсом есть залежи каменной соли.
В 1869-1870рр. ученый - геолог А.П. Карпинский вел геологические исследования по линии Курско - Харьковско - Таганрогского железной дороги. Проанализировав последствия работы, было доказано, что Карпинский был первым ученым, который обосновал наличие каменной соли в районе Бахмутки. Сейчас в Соледаре стоит памятник этому выдающемуся геологу-ученому. В 1877-78рр. инженер Н.Г. Иванов провел разведочные работы с целью выявления запасов каменной соли. Он прошел буровую скважину глубиной 292 метра и открыл 9 соляных пластов, в том числе самый большой (39,5 м) - Брянцивський слой.

(Донецкий облгосархив, ФР 1146 оп. 2. Спр251, л .. 71)
В 1879 г. частная промышленная компания во главе с горных инженером начала проходку ствола первой соляной шахты, это была «Брянцевский рудник» (сейчас рудник № 1), расположенной в 50 метрах западнее «правительственной скважины». В 1881 г. она выдала гору более 4 тыс. тоне соли.

(Ю.Ю.Гессен. История соляной промышленности СССР Том2 м, 1950, стр. 261) «Шахта стоит на открытом месте, как ветряк, НЕ огражден, без построек, возвышается Лишь» один капор на поляне да мельника для помола »соли возле эстакады. А людей много, работа кипит. Вся она производится вручную: откатка, погрузка, подъем, двигатель - мускулы, живая человеческая сила. Даже лошадей не видно, работает только человек » («Повести и рассказы» И.А. Гонимов, 1956г.) В 80-е годы XIX в .. рабочий на «Брянцивський прииски» мог за смену (10 часов) заработать до 1,5 рубля. Цены в то время на необходимые продукты были такие:
- Пуд хлеба пшеничного - 1,6 кро \,
- Пуд хлеба ржаного - 1,2 руб.,
- Пуд говядины - 2 руб.,
- Пуд масла подсолнечного - 4 руб.,
- Пуд соли «кримки» - 6 руб.
Такая заработная плата была не малой, но получали ее только те шахтеры, выполняли самую и самую сложную работу. Второй шахтой была «Деконская» (1883), и основателем было общество во главе с Фелькнер. В 1896 шахта была куплена и законсервирована «Обществом для разработки каменной соли в Южной России». В 1880 Бахмутский купец Клейменов арендовал у крестьянского общества села Покровского надел земли с правом разработки залежей соли. Но после трех неудачных попыток заложить шахту Клейменов отказался от дальнейшей работы и в 1881 г. Передал свои права «Обществу Ситенко, Гнеськов», которые начали строительство шахты «Ситенко» или «Деконский - Покровская». Эта шахта находилась возле железной Бахмут - Попасная, в 1 км от станции Деконская на левом берегу реки Мокрая Плотва.

В 1884 г. была начата проходка шахты «Новая Величка». Первые поезда по Донецкой земле произошли от Лозовой до Таганрога 23.12.1869р., А в 1878 г. - начала работу каменноугольная магистраль со станции Бахмут - 1, Ступки, Деконская. Позже появились остановки Кудрявка (1894), Пшеничная (1911). В 1887 г. пущена в эксплуатацию железнодорожная линия Харьков - Бахмут - Попасная. Эти пути внесли ожвавлення в торговлю, но проблемы транспортировки соли не решили, соль с мельниц еревозилы бричками к станции, а там грузили в вагоны. Недалеко от села Брянцевка были найдены залежи кварца, огнеупорной глины. В 1889г. здесь был открыт карьер, а в 1897 г. построен алебастровый завод, принадлежавший немецкому апиталисту Пиркушу. В 1899. он передает завод Шейдлеру. В 1902 г. На этом заводе начался выпуск инасових изделий. В 1889 г. шахты «Брянцевский рудник» и «Ивановская» были приобретены французским акционерам обществом и принадлежавшие ему до 1917 г. После продажи французам соляного рудника генерал М.Е. Летуновский, в память подарил рабочим от С до 100крб., А служащим от 100 до 500 руб., С полученных им 2-х миллионов. Рабочие устроили генералу-помещику шумные проводы. Плотник Ягор Дормидонтович Попов - скульптур самоучка вырубил из соляной глыбы фигуру бородатого генерала в полный рост. Статуя была установлена ​​в шахте под закрытыми лестнице. В 1894. была введена в эксплуатацию шахта «Николай», которая стала известна как рудник «Пшеничного» (позже рудник. Урицкого). В 1901 - 1903рр. харьковские купцы Богомолов и Косич возле станции Деконской купили у немецких колонистов 6 га земли и построили еще 3 алебастровые заводы. В 1903. они были куплены акционеры обществом Деконский заводов. Строительство начали с новых печей и сооружений. Рабочие ходили по 5-7 км, по их просьбе по приказу правления было построено 4 бараки. Это поселение стали называть Деконский.
Акционерным обществом была построена узкоколейная дорога до станции Деконская. Первые рабочие были из сел. Карповки, Михайловка, Покровского, Брянцевка.