укр мова 10 клас авраменко математика 10 клас бевз 2018

Трудными дорогами к знаниям

Трудными дорогами к знаниям


  Великая отечественная война стала неотъемлемой частью жизни людей моего поколения, хотя мы тогда еще были детьми.
  В своих воспоминаниях я хочу рассказать о трудностях. которые пришлось преодолевать в военное время.
  До войны у нас, на руднике Урицком (ныне с/с Владимировка), школа была семилетней, и чтобы получить среднее образование, надо было идти в Буденовскую школу (п.Белокаменка), находившеюся в 5 километрах. И многие ребята, не считая это препятствием 22 месяца, школы не работали. В знании нашей школы немцы разместили солдат, а позже конюшню. На 2 года, до 4 сентября 1943., ставшего днем освобождения территории нашего района, замерла школьная жизнь. Вместе с освобождением стала реальной возможность продолжаться пришлось в другом здание. Все необходимое для начала занятий было изготовлено Белокаменским заводом. Но тетрадей и учебников взять было не где, поэтому писали на всем, что было изготовлено из бумаги.
  Нередко приходилось пропускать учебные занятия: родители были заняты восстановлением хозяйства, а нам приходилось помогать им по дому, ходить в лес, рубить дрова. Одевались бедно: носили одежду старших братьев и сестер, перешитое с родительского плеча, были и латки- заплатки, но на это не кто внимания не обращал- главным для всех была учеба. Ярким воспоминанием этих лет было постоянно чувство голода: утром кружка молока и кусочек макухи, а по возвращений домой- суп или борщ ( если его можно было назвать борщом). В квартирах было холодно, жили в только в той комнате, где стояла печь.
  После окончания 8 класса вместе с соседними ребятами Шурой и Геной, я предложила обучение в средней школе села Покровское, которая находилась в 8 км. От дома: вместо дороги одинокая тропинка, а кругом голая степь. Тяжелое было время: холод, голод, страх… Учится в такие времена особенно трудно. Но я считала, что каждый человек должен иметь для начала хотя бы среднее образование. Спасибо папе- он поддержал мое решение.
  Здание Покровской школы было разрушено. В помещении, временно приспособленном для занятий, было очень холодно: здание обогревалось одной печью. Наш класс находился в большом коридоре, посередине которого стоял стол, а на нем лампа керосинка. На занятия приходило 13 учебников, среди них только два мальчика. Ребята старших классов заменяли мужчин, ушедших на фронт.
  Занимались в две смены: по 7 уроков каждый день. Учебников не хватало. Один комплект выдавали на троих, поэтому письменные занятия выполняли вместе, а устные- разделяли разделяли учебники на ночь, а потом на дороге в школу рассказывали, да так, чтобы все получили хорошую оценку. Портфель тоже был один на троих: Шурин папа до войны работал в торговле и имел большой портфель- вот мы им и пользовались. В портфеле были мел фанерка,  на которой доказывали теоремы. Так и учили уроки. И пока дойдем до школы, все уроки выучим, болтать по пустякам мы не привыкли, война нас сделала более взрослыми.
  Страшнее всего для меня был звонок будильника в 5 часов утра в тот день, когда в школу приходилось идти одной- было тяжело нести большой портфель, но страшнее всего перейти большой яр, чтобы выйти на тропу, по которой люди шли к поезду. Я так спешила в этом яру, чтобы встретится с людьми. В такие дни классный руководитель отпускала меня после 5 урока, пока было светло. Снега много или грязь, а обувь- резиновые папины сапоги, в них рукава из фуфайки. Нужно спешить, но вытащишь ногу из грязи, а сапог там остается. Помочь не кому, идешь и плачешь… Пока выйдешь на тропу, в селе уже зажигают керосинки, - дорогу едва видно.
 Шел 1944 год. Почти вся Украина была освобождена от оккупантов. С нетерпением ждали писем с фронта, и получение их было огромной радостью. Папа писал, что война вот- вот закончится. Как же хотелось в это верить!
В выходные дни детвора собралась у почты, ожидая весточек от родных. И все боялись увидеть среди писем «синий конверт».
Заведующая почтой высыпала корреспонденцию из мешка на стол, а «синие конверты» старалась незаметно прикрыть газетой. Если же кто-то замечал страшное письмо, то ребята расходились до тех пор, пока не узнавали, в чей дом пришли Горе и Слезы.
  С приходом весны жизнь остановилась лучше. Вот только нам, голодным, было не до веселья. Возле школы был участок, где сеяли кукурузу и подсолнечник. Осенью, после уборки урожая, родители мололи зерно на муку, а из подсолнечника получили масло. Кукурузные оладьи запомнились навсегда. 2 оладья и ложка сахара. Они спасли меня от голода.
  Кроме уроков наши учителя находили время на то, чтобы заниматься с нами в кружках. Я, например, занималась в драмкружке, которым руководила Анастасия Герасимовна Колесник (до войны она была классным руководителем Васи Новикова- организатор КСП).
  Однажды мы ставили пьесу Тараса Шевченко «Катерина», в которой я играла роль матери. На одной из репетиций директор школы Колесник П.И. посоветовал мне намазать глаза луком, чтобы в нужный момент слезы сами катились из глаз. Во время постановки спектакля в клубе я так и поступила, да так плакала от боли в глазах, что заставила многих прослезиться. После этого учителя пророчили мне карьеру актрисы. И действительно, после окончания 10 класса я получила вызов на обучение в Киевскую киностудию им. Довженко. Нужны были немалые деньги, но достать их было невозможно. Трудно было очень-очень. Но что-то теплилось в наших душах, мы ожидали дня Победы, и однажды он настал.
  Эту весть мы узнали на станции Пшеничной от пассажиров с поезда Артемовск- Попасная. Мы бежали в школу, плакали и смеялись от радости, строили планы.
  В школе была линейка, на которой Павел Иванович сказал: «Ребята, мы наконец-то дождались Победы. Недалеко тот день, когда вернутся домой ваши родные и жизнь станет лучше. А тех, кто погиб, защищая Родину, будем помнить как героев». Память погибших почтили минутой молчания. Занятия в этот день отменили, можно было идти домой, радоваться великой Победе.
   Закончили школу 12 человек, 5 поступило в Одесский строительный институт, мальчики – в Днепропетровский политехнический, трое в индустриальный техникум, двое на курсы бухгалтеров, а осенью 1946г. пришел нежданный голод. Все планы изменились, только 2 выпускника продолжали учебу в институтах.
  Никогда не забуду наших милых, добрых, замечательных учителей: Кондаурова А.И. – физик, Ена А.И. –преподаватель английского  языка, Ковтун Е.И. –учитель географий, ее уроки и отношение к ученикам покорили меня и я мечтала быть такой же. Оренко И. Г. -военрук, позже директор Белокаменской ОШ №14. Учитель химий пришел с фронта в конце года. Очень тихий, скромный, спокойный человек. Помощи не никакой и во время голода умер.
Михеенко М.Ф. – учитель русского языка. Уроков у нас она не вела, но большое внимание уделяла выпускникам, Воспитывая в нас культуру общения, поведения и т.д. Никогда не забуду эту благородную наставницу.
 Прошли годы, десятилетия. Судьба распорядилась так, что я стала учителем историй. После окончания Артёмовского учительского института было направлена в свою родную школу. В 1964г. Закончила Луганский пединститут, в 1976-1980г. Обучалась в народном университете научных знаний на факультете основ эстетики и искусствознания г. Донецк, принимала участие в занятиях годичного семинара по изучению наследия В.А. Сухомлинского г.Донецк, школа № 186 (рук. М.Урин). Сейчас я учитель высших категорий, знания ,,Старший учитель,,
   Всю свою сознательную жизнь посвятила работе в школе, обучению и воспитанию детей. В этом мое признание.




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Мерзляк Математика 6 клас гдз

Виленкин 5 математика

гдз математика 6 Виленкин


Категории

Василеженко [4]

Погода

Статистика



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

de